Вторник , 23 Май 2017

Home » Культура » «Дом под снос». Спектакль в Камышинском драматическом театре. Малая сцена

«Дом под снос». Спектакль в Камышинском драматическом театре. Малая сцена

img_1464Малая сцена Камышинского драматического театра 11 ноября, словно солнышком, озарилась новой премьерой. На этот раз зритель увидел лирическую комедию в двух действиях «Дом под снос» («Постель брать будем?»). Пьесу написал украинский драматург Анатолий Крым, а спектакль поставила режиссер Яна Арзамасцева.
Еще не совсем привычно, придя на премьеру, подниматься на второй этаж, в маленькое уютное помещение. Еще немного странно видеть, как на крошечную сцену выходят драматические актеры: в Камышине спектакли «глаза в глаза со зрителем» еще новинка. Но уже зажил, задышал робким, взволнованным дыханием зал, который еще вчера называли «кукольным».

На станции «Жизнь»

Еще до начала по декорациям можно было понять: повествование связано с «железнодорожной тематикой» (занавеса на малой сцене нет, все, как на ладони): обстановка квартиры напомнила купе или плацкарт с характерным столиком. Двери в две комнаты – такие, которые на платформе не раз распахивали перед нами проводники, готовясь проверять билеты.
Яна Арзамасцева с художником-постановщиком Мариной Черновой умело обыграли крошечное пространство: кажется, все до единого, легко представили прихожую, кухню, комнатки пятиэтажной «хрущевки». Время от времени декорации «оживали»: на них проецировалось видео мелькающих полустанков. И какая-то теплая, трепетная нотка оживала внутри.
Многим знакомо это щемящее чувство пассажира поезда дальнего следования, глядящего на дома, людей, животных. Из будущего они быстро «перетекают» в настоящее, чтобы через минуту стать прошлым. Зал буквально растворился в мелодии: «Где эта улица, где этот дом…» («Крутится-вертится шар голубой»). Действительно, где?

Барышня и хулиган

Прежде чем появилась «барышня» (Софья Александровна – засл. арт. России Лариса Жарова), по комнате деловито захлопотал крепкий мужчина лет 65 (Степан Николаевич – арт. Дмитрий Рязанцев). Как оказалось, это бывший железнодорожник. Двадцать лет назад он овдовел. Живет бобылем в своей двушке, периодически перезваниваясь со взрослым сыном. Отпрыск и «обстряпал» знакомство отца с учительницей-пенсионеркой. Из этого вышло… то, что вышло.
Сюжет не так прост, как может показаться с первого взгляда. Но не стоит пересказывать его. Лучше посмотреть. Играют актеры хорошо, душевно, практически живут в образе своих не избалованных судьбой, одиночеств. Однако, чувство собственного достоинства у каждого в норме. В СССР так ощущали себя многие простые граждане.
Комедия позволяет смотреть сюжет без страха за то, что сейчас случится нечто страшное. Мне показалось, это тоже на руку положительному восприятию: люди устали от горячих точек. Им бы просто горяченького: в виде чая, коньячка, бесхитростных человеческих отношений. И это зрителю преподнесли! Все плавно переплеталось, увлекало, вызывало то добрый смех, то легкую грусть.

В оправе мудрости

Тема взаимоотношения отцов и детей, как водится, оказалась не столь позитивной, как зарождающиеся отношения взрослой пары, но  и она обыграна довольно легко и красиво. «В оправе» мудрости драматурга, переосмысления режиссера, точного актерского прочтения она не обрела трагической окраски: все разрешилось в пользу «пострадавших».
Музыкальное оформление – особая статья:  может украсить или погубить спектакль. Нужно отдать должное Александру Ферхову. Он со своей задачей справляется хорошо. Подбираемые им вариации практически всегда «приподнимают» работу, придают ей динамизма, особого настроения. В зале (или мне показалось?) в этот вечер народ весело подпевал: «Опять от меня сбежала последняя электричка» (а до этого «Шар голубой»).
Все вместе взятое и есть то самое прочное единение зала и актеров. На большой сцене его добиться трудно. Там присутствует некий барьер, вызванный, хотя бы тем, что «подиум» слишком монументален, его невозможно «потерять из вида». В данном варианте наступает момент, когда возвышения не замечаешь (да его практически и нет!).

Праздник души

В малом зале, и хотел бы отстраниться, – да невозможно. Это очень сложная ситуация: межличностное пространство сужается до минимума. Велик риск появления естественного желания оттолкнуть «собеседника» (в данном случае, актера).
Слава Богу, этого не произошло. Зато случилось чудо глубокого сопереживания текущему эмоциональному состоянию героев. Думается, к этому постановщики и стремились. Не секрет: при желании, всегда можно найти «соринку» в «театральном глазу». Среди зрителей были те, кому стало тесно, скучно, «слишком бытово».
Но большинство среагировало по-иному. Чувствовалось: камышинский зритель влюбляется в малую сцену. А значит, она будет развиваться. Успехов вам, любимые актеры, режиссеры, звуко- и свето- операторы, художники-постановщики, — все, от кого зависит наш праздник души. Спасибо вам за то, что вы так стремитесь его нам организовать!

Марина Ковалева:

 – Я в свое время работала на ППЖТ (предприятие промышленного железнодорожного транспорта) поэтому тема спектакля «Дом под снос», где главный герой ветеран-железнодорожник, мне особенно близка. Актеры играли замечательно. Даже не замечалось, что сцена небольшая – все внимание концентрировалось на характерах героев, на простом, но очень сердечном сюжете.

Анна и Ольга (сестры-близнецы):

– Спектакль «Дом под снос» посмотрели на одном дыхании. В зале создалась особая атмосфера душевности. Казалось, что мы в гуще событий, сопереживали происходящему всей душой. Так как это лирическая комедия – еще и отдохнули, расслабились. Спасибо нашему театру за то, что он ищет и находит новые формы работы, за мастерство!

Андрей Рябов:

 – Я впервые увидел спектакль на малой сцене. И он мне очень понравился! Прекрасно играли актеры Лариса Жарова и Дмитрий Рязанцев. Они смогли с первых минут спектакли заинтересовать, увлечь зрителя. Несмотря на то, что это комедия, пьеса драматурга Анатолия Крыма содержит драматические нотки. Отношения отцов и детей – тема на все времена.

Марина КАРАВАЕВА

«Дом под снос». Спектакль в Камышинском драматическом театре. Малая сцена Reviewed by on . Малая сцена Камышинского драматического театра 11 ноября, словно солнышком, озарилась новой премьерой. На этот раз зритель увидел лирическую комедию в двух дейс Малая сцена Камышинского драматического театра 11 ноября, словно солнышком, озарилась новой премьерой. На этот раз зритель увидел лирическую комедию в двух дейс Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top