Четверг , 23 Ноябрь 2017

Home » Размышление на тему » Про счет от сотворения мира и Старый Новый год

Про счет от сотворения мира и Старый Новый год

«Русская деревня». О. Михайлов

12 января, после выходных, длиною в треть месяца, страна, наконец, выходит на работу. А вечерком следующего дня у нее… снова Новый год! Только Старый!

Этот дополнительный, подаренный нам при смене порядка летоисчисления праздник, очень удивлял мою любимую бабушку Евдокию Никифоровну, как и всё, что творилось «по-новому».

Год рождения бабули сегодня экзотика: 1903-й. Ровесница мирового экономического кризиса начала XX века, впоследствии она чего только ни пережила! Малышкой — одну революцию, подростком – другую. Девушкой и замужней бабой — НЭП, индустриализацию, коллективизацию. Старушкой — распад СССР.

Все напутали!

О чем бы ни шла речь: о рождении или смерти кого-то или чего-то, начале очередного природного сезона, любом празднике, Евдокия Никифоровна неизменно уточняла: «это было такого числа по-новому, а по – старому — такого-то». И про свой день рождения говорила не иначе, как: «Родилась «перьвого» марта» по-старому, четырнадцатого по-новому!».

В середине декабря, глянув за окошко избы, вздыхала с укоризной: «Вона как сыро! Так ить по-старому еще ноябрь… Когда «по правди» придет декабрь — тады и зима наступит. Все перепутали умники! Да только жисть все равно идет по писанию! Ей новый календарь не указ!». «Не указ!» — вторил жене дедушка, прихлебывая горячий чаек, настоянный на вишневых веточках.

В «небесную канцелярию» малограмотная старушка свято верила всю свою жизнь. Умерла она в 1993-м, в 90 лет, в разгар очередного экономического кризиса (вот уж воистину «внекаледнарное» явление, практически вечное).

Умники – не умники

По причине своего малолетства, я мало понимала из того, о чем говорят дорогие мои старики, но замечала: осень, зима, весна, лето начинаются точно по-бабушкиному предсказанию. Дразня гусиным перышком Кота Василия (самые крупные экземпляры бабуля припасала, чтобы смазывать взбитым яйцом пироги, а еще — сметать золу с жестяного «коврика» у печи), мысленно рассуждала: «Какие-то умники –  вовсе не умники! И, правда, все напутали!».

Неразбериха обозначилась не только с природными, но и с историческими датами. До 1918 года в России пользовались Юлианским календарем (счет от сотворения мира), все важнейшие события истории согласовывала с ним. Затем, следуя за большинством европейских стран, перешли на Григорианский (счет от Рождества Христова).

Характерной особенностью христианского календаря является сочетание принципов двух «численников» – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Лунно-солнечный «отвечает» за праздники подвижного цикла, в него входят два важнейших еврейских праздника – Пасха (Песах) и Пятидесятница.

 Два уточнения

Римский солнечный ведет за собой торжества неподвижного цикла, главный – Рождество Христово. Его Церковь приурочила к зимнему солнцевороту (древнерусское название солнцестояния), то есть к 25 декабря. В этот день родилось Непобедимое Солнце (помните, поговорку: «солнце на лето, зима на мороз»?)

Римский солнечный календарь изменяли дважды. В 46 году до нашей эры по совету астронома Созигена уточнения внес Гай Юлий Цезарь (отсюда название «Юлианский календарь»), в 1582 году — папа Григорий XIII (отсюда – название «Григорианский календарь»).

Необходимость уточнений связана с тем, что природа (или Бог) дала людям три периода учета времени: солнечные сутки (день – ночь), синодический месяц (смена фаз Луны), смена времен года (тропический год, за время которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца).

Ни одна из трех составляющих не содержит целого числа средних солнечных суток. В результате, оборот вокруг Солнца (Т) равен не «круглым» 365 дням, а составляет 365, 24220 суток (365 с «хвостиком»). Накапливаясь, «хвостик», влияет на счисление больших промежутков времени.

Каждое столетие разрыв с «эталоном» увеличивается на один день (за исключением дат, делящихся на 400). Так, 1582 по 1700 годы набежала разница в 10 дней, до 1800 — в 11 дней, до 1900 года — в 12 дней, сейчас – это 13 дней, с 2011 года достигнет 14 дней.

Почему григорианский календарь, приемлемый для католиков, недопустим для Православной церкви? Потому, что плавание дат приводит к нарушению незыблемого правила не отмечать христианскую Пасху раньше иудейской. А она нередко предшествует, а иногда даже совпадает с ней.

В результате христианские церкви живут по григориано-юлианскому календарю: с юлианским связана Пасха, остальные праздники — с григорианским. Но, по мнению некоторых церковнослужителей, такой компромисс во имя канонического единства Вселенской православной церкви, не может продолжаться вечно.

Зимушки русские: белая и зеленая

Неужели это означает возможность возврат к Юлианскому календарю? Не переместится ли, через какой-то промежуток времени, Рождество Христово ближе к лету? Диакон Владимир Василик успокаивает сомневающихся, напоминает: временная разница накапливается в соотношении 1 день – за 1 год (а иногда за два года). До предполагаемого смещения Рождества еще нужно дожить.

А если вспомнить слова Екатерины II (немки по происхождению), то вообще переживать не о чем. Взойдя на российский престол, императрица охарактеризовала непостижимость русской погоды так: «В России две зимы: одна белая, другая зеленая».

Что касается летоисчисления, знаю точно: Евдокия Никифоровна порадовалась бы возврату к Юлианскому календарю. Она вообще мечтала, чтобы все встало «на свои места». Как велел Господь.

Ну а пока… Дружно встретим Старый Новый год и завершим череду зимних праздников. Еще немного, и на подоконниках в домах «новых бабушек», проклюнется рассада. А там и весна-красна подоспеет!

Про счет от сотворения мира и Старый Новый год Reviewed by on . [caption id="attachment_7973" align="alignleft" width="630"] "Русская деревня". О. Михайлов[/caption] 12 января, после выходных, длиною в треть месяца, страна, [caption id="attachment_7973" align="alignleft" width="630"] "Русская деревня". О. Михайлов[/caption] 12 января, после выходных, длиною в треть месяца, страна, Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top