Суббота , 20 Апрель 2024

Home » Размышление на тему » Человек одной кнопки. Куда ведут дороги нового образования в России?

Человек одной кнопки. Куда ведут дороги нового образования в России?

button
Одно из крупнейших ежегодных научных событий международного уровня Гайдаровский форум в 2016-ом году запомнился россиянам решительным выступлением председателя правления Центробанка. Герман Греф подчеркнул, что практика следования негодным путем советского образования в России порочна. Нужна глубокая образовательная реформа, которая прекратит наш самый страшный экспорт – утечку мозгов, сделает Россию полноправным участником технологической революции, победоносно завоевывающей мир.
По мнению Германа Оскаровича, нужно прекратить «впихивать» в головы детей огромное количество разнообразных знаний, в основе своей, — ненужного «барахла». Если, конечно, мы не хотим быть дауншифтерами. Греф придал новому слову и давнему явлению отрицательную, лузерскую окраску.
По сути, – это обычные люди, отказывающиеся подыхать в гонке карьерного роста, довольствующиеся простотой. Это может быть успешный предприниматель, решивший бросить все и поселиться в деревенской глуши, менеджер крупной компании, сменивший профессию, чтобы иметь больше времени на рыбалку и футбол. Первым отказником от суеты цивилизации в России считается Лев Толстой.
Известный финансист уверен: сегодня все решает фактор скорости. России давно пора вскочить в вагон уходящего от нее поезда под названием «Технологическая революция», чтобы уверенно помчать к процветанию, которое невозможно вне глобальной мировой экономики. Последней требуется легко преумножающийся и мобильный человеческий капитал, создать который и поможет новое образование.

Компетенции без знаний

Итак, системе международного разделения труда потребовались миллионы, миллиарды исполнительных, предприимчивых, мобильных людей, которые свои обязанности исправно исполнят, а если нужно – моментально освоят другие. Только они вписываются в современную цепочку «наука – образование – бизнес», нацеленную на получение прибыли. Стало ясно – советским науке и образованию таких гибких «быстрюков» не воспитать. Там все излишне монументально.
«Десоветизация» школы в широком смысле этого слова началась еще в лихие 90-е XX века. В 2007-ом наша страна «блеснула» новыми федеральными стандартами образования. Понятия «образование» и «воспитание» уступили место «компетенциям» и «навыкам». Единое образовательное пространство раскололось на части: школы, техникумы, институты зажили по принципу «каждый сам по себе», появилось море учебников «на любой вкус».
Объявить во всеуслышание, что системному бесплатному образованию приходит конец, тогда было невозможно. Яростный протест преподавателей и родителей, хорошо помнящих бесплатную советскую учебу и не имеющих средств платить за нее, мог свести перестроечные начинания на нет.
Решили действовать постепенно, одну за другой вплетая «нужные инициативы» в поток реформ. В 2010 году бюджетные учреждения вступили в полосу коммерциализации, а вскоре образование и здравоохранение приравняли к сфере услуг (до этого, как известно, они были государственной обязанностью). А раз услуга – почему бы не делегировать ее частному бизнесу? Конституционный переворот произошел без афиш и фанфар.
С тех пор, медленно, но верно, мы движемся в направлении международного проекта «Глобальное образование». ЮНЕСКО (организация, которая работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами) признало его моделью для всего мира. Хотя это – творение европейских промышленников от ряда крупнейших корпораций.

Университет для миллиарда

Авторы «Глобального образования» решили, что таковое может стать рентабельной сферой бизнеса. Для этого нужно организовать мобильное платное формирование «компетенций и навыков», в тот или иной период нужных рынку. И пусть работодатель всегда платит, а работник с ним расплачивается! И так — «по кругу». Вечная кабала? Бизнес!
Так ли уж актуально эта тема для России, где образование, в основе своей, бюджетное? Но если уже «невооруженному глазу» заметно, что все пути ведут к глобализации, почему бы не заглянуть в «конечную точку» этих масштабных устремлений? Любопытство того стоит: видоизменение (уничтожение) независимого российского образования несет угрозу суверенитету страны – нашей независимости во внутренних делах и внешней политике. Так что, попробуем разобраться.
- Крупный бизнес в России – «дочернее предприятие» бизнеса международного. Благодаря оффшорному капитализму, кто конечный получатель средств наших крупных компаний не знают даже представители правоохранительных органов. Хорошо оплачиваемые российские управленцы, готовы преданно служить невидимым хозяевам, а их тайные боссы стремятся к одному – укрупнению бизнеса, — считает Ольга Четверикова, к. истор. н., доц. каф. истор. и полит. стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД. (Свое видение ситуации Ольга Николаевна подробно изложила в интервью газете «Аргументы недели», см. «Демонтаж суверенитета», №3,от 28 января 2016 г.).
Ох, не в бедовых головах, а в бумажно-электронных вариантах уже существуют интересные форсайт-проекты. В них по пунктам расписано, как «упокоить с миром» образование, финансируемое из бюджета государства (высшее и среднее). Свой вклад в «талмуд» под названием «Образование-2030» внесло частное бизнес – учреждение «Московская школа управления «Сколково», Агентство стратегических инициатив, НИУ «Высшая школа экономики». Сколковский институт науки и технологий в 2015 году выпустил проект «Глобальное будущее образования». Конечная цель – поражающий масштабами «Университет для миллиарда». Танцуют, тьфу, учатся все!
В 2017–2022 гг. в образование окончательно подтянется «инновационный бизнес», а государство вынуждено будет уйти из сферы, тихо прикрыв за собой дверь (у него останутся разве что административные функции да несколько стратегических ВУЗов, военных, – исключения можно будет пересчитать по пальцам). Гос. задания канут в лету. Кадры будут готовиться по программам и на усмотрение бизнеса. В «печальном исходе» виноватым сделают кризис.

Кузница кадров для заграницы?

ВУЗов останется «чуть да маленько». В основном те, что войдут в систему «Глобальное образование». Согласно проекту под цифровым «кодом» «5-100-20» (в нем участвует 21 ВУЗ России), к 2020 г. в сотню лучших высших войдут 5 российских институтов и университетов, соответствующих мировым критериям. Речь идет о ключевых стратегических вышках России, что растили кадры для военно – промышленного комплекса СССР и РФ.
Управляет «5-100-20» Совет по повышению конкурентоспособности – международный совещательный орган. Требования жесткие: введение в коллективы российских высших учебных заведений определенного процента зарубежных «спецов»; регулярные публикации преподавательских и студенческих исследований в иностранных журналах и т.п.
А ведь речь идет об учебных заведениях, проводящих серьезные изыскания под грифом «совершенно секретно»! Да, наши светлые умы не утекут на запад. Они будут ковать «всё для забугорья» на местах. За примерами далеко ходить не надо – Сколковский центр открыто делится технологиями, разработанными на денежки российского бюджета, с зарубежными товарищами.

Послесловие

Повторимся, ранее образованием заправляло государство (цели, задачи ставило оно). Ему была симпатична образованная, всесторонне развитая личность, к ней стремились, всегда в цене были хорошие специалисты (их растили). Бизнесу чье-то всестороннее развитие, в том числе, моральное, патриотическое – до звезды. Ему бы обладателей определённых компетенций и навыков да побольше. Людей одной кнопки. Не Бог, но нано, био, инфо технологии этому в помощь!
Советское образование тут явно рядом «не стояло». Ату его! Хватит прогибать изменчивый мир! Меняем человека!, – решили глобализаторы, – пусть он будет тихий, тупой и радостный в своей кнопочной службе. Прелесть!
Традиционное классическое образование оставим для детей представителей избранных кругов общества. Всем остальным подойдет «инновационное» (звучит – «ваще» отпад!). Человечество постепенно разделится на контролеров (небольшая прослойка, пастухи) и контролируемых (основная масса жителей планеты, стадо). Гуманизм заменит «биоэтика». Очень заманчиво.
Вот такие принципы заложены в основу проекта «Глобальное образование». А теперь сами решайте, рано россиянам изучать эти самые «форсайты» или уже пора?

Комментарий специалиста

belovА.В. Белов, директор Камышинского технологического института (филиала) ВолгГТУ, к.т.н., доцент:
Руководство Волгоградского государственного технического университета, филиалом которого является Камышинский технологический институт, на протяжении последних лет прикладывает огромные усилия, чтобы выйти на самые передовые рубежи в конкуренции среди российских и зарубежных вузов. В рейтинге самых востребованных технических вузов России мы находимся в лидирующей группе. В феврале, после объединения с ВолгГАСУ (архитектурно – строительным университетом) в числе 11 ведущих вузов страны ВолгГТУ получил статус опорного регионального университета. Следующая задача – получить статус национального исследовательского университета. Шагая в ногу со временем, вливаясь в процессы глобализации, хотел бы, перефразируя Ньютона, сказать, что успехи российской науки во многом обусловлены тем, что она «стоит на плечах гиганта» — базируется на великих достижениях образования и науки советской высшей школы второй половины XX века.
Человек одной кнопки. Куда ведут дороги нового образования в России? Reviewed by on . Одно из крупнейших ежегодных научных событий международного уровня Гайдаровский форум в 2016-ом году запомнился россиянам решительным выступлением председателя Одно из крупнейших ежегодных научных событий международного уровня Гайдаровский форум в 2016-ом году запомнился россиянам решительным выступлением председателя Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top