Пятница , 19 Апрель 2024

Home » Экскурсии с КаравайNEWS » В честь прохладной сочной снеди

В честь прохладной сочной снеди

yakov
Художник Я. Вебер. Варка арбузного меда, 1937 г.

История Камышина хранит немало самых разных легенд. Но есть одна – самая гордая, самая сладкая и очень красивая. Это легенда об арбузе. Вот что рассказала «КаравайNEWS» старший научный сотрудник Камышинского историко — краеведческого музея Татьяна Викторовна ЧЕТВЕРТНОВА.

Tanya- В России арбуз получил известность лишь к началу XVII века. К этому времени он широко распространился по берегам Волги, Дона, на Кубани. Стрельцы, охранявшие волжские крепости Саратов, Царицын, Камышин, вместе со своими семьями стали возделывать бахчи прямо за стенами крепостей, — начала свой увлекательный рассказ Татьяна.

Откуда плоды? С бахчи!

Итак, легенда гласит, что в 1722 году в крепости Камышенке (старинное написание названия реки Камышинки) побывал русский император Петр I. Местный воевода Яков Буш велел подать на десерт арбуз. Отведав его, царь пришел в полный восторг: «Откуда ты их берешь такие знатные? Из – за границы привозишь?». На что воевода скромно ответил: «Что ты, батюшка, с наших бахчей!».

Еще пуще царь удивился: диковинная заморская ягода, которую к императорскому столу поставляют из Индии, Персии, Африки, оказывается, в его государстве произрастает! Чудеса, да и только!». И повелел по этому проводу произвести салют изо всех артиллерийских орудий, защищавших крепость. Позднее Петр отправил гонцов в город на Неве с приказом отлить диковинный полосатый плод из меди, перевезти в крепостцу Камышенку и водрузить на вертикальном остроконечном завершении здания (шпиле) городского управления (магистрата), как символ города.

Куда делся тот арбуз из меди – нам неведомо. По одной версии он расплавился в огне городского пожара (таковые раньше часто случались); по другой — его переплавили на оружие, когда началась война с Наполеоном в 1812 году. Тем не менее, легенда об арбузе жива и до сих пор волнует сердца волжан. Волгоградский поэт Николай Ненашев посвятил яркому историческому событию («Баллада о медном арбузе»). Вот несколько строк из нее: «Царь… съел пламенеющий ломоть, и, улыбнувшись камышанам, сказал: «Зело отменный плод!». Эта «фраза Петра Великого» стала названием камышинского арбузного фестиваля.

Фруктовая почта

- Прибыв в Питер, царь отправил повеление астраханскому губернатору (Камышин некогда относился к Астраханской губернии), согласно которому арбуз в обязательном порядке должен был поставляться ко двору Его Величества.

Крупная сочная ягоданередко выступала в качестве необычного десерта во время собраний – балов с участием женщин (дворцовых ассамблей). Интересная деталь: для усиления вкуса дольки предварительно пропитывали сахарным сиропом, — «вкусно» и обстоятельно продолжила Татьяна Викторовна.

Примечательно, что наши прадеды не ели арбузы свежими, долго вымачивали нарезку, затем варили с перцем и острыми пряностями (или в концентрированном сахарном растворе). Можно попробовать повторить!

Доставка необычного десерта ко двору продолжалась и при царице Елизавете (дочери Петра). Существовала так называемая «Фруктовая почта». За ее исправную деятельность головой отвечал штабс – капитан по фамилии Зубов.

Арбузы хрупкие. Чтобы не побились при транспортировке, ихс большим старанием «укутывали» соломенной и войлочной «одежкой», укладывали помещали в лубочные ящики. Наполненную тару подвешивали на ремнях к «качкам» (телегам). Обоз трясся на ухабах, а арбузам – хоть бы что: ящики качаются из стороны в сторону, «баюкая» драгоценный груз!

Долгое время крестьяне выращивали арбузы только для собственных нужд, позднее стали использовать полученную продукцию для продажи. Постепенно с приусадебных участков и огородов отменный плод  переселился на поля и приобрел значение промышленной культуры.

Ростун, трескунец, мурашка

Камышинский уезд был первой зоной промышленного арбузоводства. Местные земледельцы путем примитивной селекции вывели ряд сортов арбузов. Один из них – «ростун» отличался быстрым развитием, «трескунец» – высоким продовольственным качеством. Широкое распространение получил сорт «мурашка». Его вывели на Камышинском опытном поле.

За семена этих лежких и транспортабельных плодов платили большие деньги. «Мурашка» пользовался большим успехом на всех рынках страны, и был отмечен на страницах географического энциклопедического словаря А. Граната, как арбуз с превосходными качествами.

Над селекцией бахчевых работал и наш земляк заслуженный деятель науки Российской Федерации профессор К.Г. Шульмейстер. Его работа «Возделывание бахчевых культур на Нижней Волге» до сих пор востребована теоретиками и практиками бахчеводства. В 1930 — е годы в Камышинском районе организовали совхоз «Пионер», специализировавшийся на выращивании сортов, предлагаемых учеными («Мелитопольский — 143, 142», «Быковский -22», «Роза юго — востока» и др.

Устойчивая отрасль

Бахчеводство в Камышинском районе всегда являлось самой устойчивой отраслью. Старожилы помнят, как в период массовой отгрузки арбузов в пять часов вечера из Камышина ежедневно отправлялся товарно – пассажирский состав из 15 — 20 вагонов грузоподъемностью 20 тонн.

Не «перелезть» было через арбузные горы на волжском берегу близ речного вокзала, где «ягодное золото» ожидало отправки по водному пути. В сводке,  печатавшейся в газете «Коллективист» от 31 августа 1931 г. (ныне «Диалог») говорилось: «Только за один день камышинские арбузы были отправлены в Москву, в Ленинград, на Урал, в Нижний Новгород, в Балашов, в Иваново – Вознесенск».

В разгар сезона сочные, отменного качества плоды стоили так дешево, что в городе организовали «Обжорку»: место, где сладкие ломти раздавали желающим бесплатно. Главное условие – не выбрасывать семечки. Их нужно было собрать и сдать здесь же. «Обжористый дом» и сейчас стоит на углу улиц Пролетарской и Советской.

Нардек — вкуснее не придумаешь

Вразгар сезона скапливалось огромное количество нетоварных плодов. Из них варили замечательный арбузный мед – нардек. Нардек – слово персидского происхождения, означающее густой сироп из граната, слив, кизила.

Кустарная медовая промышленность издавна существовала в Нижнем Поволжье. Тягучую сладость заготавливали в огромном количестве: для себя и на продажу. Нефабричная варка арбузного меда была настолько значительной, что Московский Союз потребительских обществ заготавливал мед вагонами, используя его, главным образом, для изготовления пряников и коврижек.

В совхозе «Пионер» были две медоварки. После некоторого затишья, в 1950 — е их работа была продолжена. Изготавливали мед разных сортов: чистый нардек, с цукатами, с орехами, с корицей, гвоздикой, с добавлением сливок и т.д. Экзотическое лакомство покупали не только в России, но и заграницей, например во Франции.

Технология изготовления густого арбузного сиропа для личных нужд за 100 лет практически не изменилась. Мед в деревнях готовят (если готовят!) по старинке, на специально сложенной во дворе печке – нардечной горнушке, в которую вмазан котел или медный таз.

Арбузы режут пополам, алую мякоть выскребают ложкой и кладут в кадушку. Хозяйка сечет содержимое сечкой — чтобы сок пошел быстрее. Затем  жидкость сливают в котел или таз. (Когда – то некоторые хозяйки помещали мякоть в хорошо промытую плетеную корзину, которую ставили на большой бак – получался своеобразный дуршлаг). «Выжимки» шли под пресс.

Варят нардек не менее 8 часов. Постепенно сок уваривается, густеет, становится золотисто – коричневого цвета. Проверка готовности проста:капни каплю на ноготь – растеклась,  – вари еще, стоит, как влитая, – можно сливать медок с огня, заполнять им кувшины и корчаги.

При помощи механической выжималки процесс шел быстрее. Выход продукта: 10 ведер сока – одно меда. Запасали до 30 ведер! Бывало, что варили продукт прямо с мякотью и семечками. Такой нардек получался более темным и терпким.

Как реализовывали «нардечное чудо»? Очень просто: несли на рынок, меняли на другое продовольствие. По праздникам угощались, макая в медок блины и пышки. В ходе посевной поволжский люд обедал тюрей из нардека. Замечено, что эта пища только «дюже вкусная», но и придает сил, питательная. Поволжские немцы готовили медовый сладкий суп. Вот вам и рецепт: «Развести нардек водой и варили в нем сухофрукты, какие есть, — груши, яблоки, сливы, изюм».

Послесловие: Вот такие они, арбузы! Их едят свежими, из сока варят мед, недозрелые «экземпляры» солят в бочках.Известны попытки делать арбузное вино. Всего сразу и не расскажешь! Что же, побывав на камышинском Арбузном фестивале, вы узнаете о степной ягоде многое, там вам и современную «обжорку» устроят! Зря что ли мы арбузная столица России!

В честь прохладной сочной снеди Reviewed by on . Художник Я. Вебер. Варка арбузного меда, 1937 г. История Камышина хранит немало самых разных легенд. Но есть одна – самая гордая, самая сладкая и очень красивая Художник Я. Вебер. Варка арбузного меда, 1937 г. История Камышина хранит немало самых разных легенд. Но есть одна – самая гордая, самая сладкая и очень красивая Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top