Суббота , 18 Август 2018

Home » Библиотека КаравайNEWS » К 350-летию Камышина. Как соединяли да так и не соединили речки Иловлю и Камышинку

К 350-летию Камышина. Как соединяли да так и не соединили речки Иловлю и Камышинку

Большая волжская переволока

Войны с Турцией, а затем со Швецией во времена царствования Петра I требовали большого войска, развития флота, материальных затрат, хороших водных путей, по которым можно было снабжать армию всем необходимым и т.д. В первый азовский поход против турок Петр I отправился летом 1695 года вниз по Волге.  Пройдя мимо Камышина, царь высадился в Царицыне.  Оттуда его войск отправилось до Паньшино в устье реки Иловли (в 2018 г. – хутор Паньшино Городищенского района) и далее по Дону-батюшке до стратегически важного пункта Азова.

На большой переволоке

Петр в 1695 году (в первый азовский поход) оценил важность для военного дела узкого перешейка на водоразделе. Царь решил соединить истоки двух рек – Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. Через год, 4 ноября (по старому стилю) на совещании (сидении) с боярами в Москве (после взятия Азова) приняли окончательное решение о начале строительства волго-донского канала. Важность сооружения переоценить было невозможно: объект соединил бы Каспийское и Черное моря.

Тут же возник вопрос о том, кто будет возводить военный объект. Своих специалистов такого профиля в государстве российском не было. Доверие оказали немецкому инженеру Иоганну Бреккелю. Но итог был печален: первый же построенный шлюз сорвало.

Английский инженер и капитан Джон Перри утверждал, что план канала Бреккель чертил, «спустя рукава», не продумав детали. К тому времени незадачливый инженер бежал из России. Сам Петр узнал о фиаско, находясь в Англии. Государь заключил договор с Перри и направил его продолжать строительство.

Чертеж переволоки

Уволили Голицына

К сожалению, и этому знатоку за три летних периода не удалось соединить Иловлю и Камышинку, несмотря на то, что он сменил место прохождения искусственного углубления (русла канала). О том, почему сорвались работы подробно описано в книге «Состояние России при нынешнем царе Петре Алексеевиче, 1698-1715 гг.». Если коротко, то англичанину требовалось 30 000 работников, а Астраханский губернатор Голицын присылал по 10 000 –15 000 человек. Остро не хватало хороших мастеров и материалов.

Перри в ходе зимних визитов в Москву сигнализировал царю о проблемах, но тому было не до канала: в 1700-ом году он потерпел поражение под Нарвой, война со Швецией затягивалась. Здесь тоже требовались люди и деньги. В завершение 1701-го Дж. Перри приказали вернуться в Москву. На месте оставался помощник. Он присматривал за сделанными шлюзами и готовой половиной искусственного русла. В наказание за халатное отношение к делу губернатора царства Астраханского Голицына лишили должности.

Остатки петровского канала

Быльем поросло

Война со Швецией отвлекла внимание Петра от задумки века. О канале между Иловлей и Камышинкой больше не вспоминали. Императрицы послепетровского периода тоже не заинтересовались идеей. Постепенно время разрушило достигнутое. Но несколько километров канала, теперь уже со сглаженными очертаниями, заросшего травой и кустарником, напоминают о далеких событиях. Городок вблизи несостоявшегося «военного объекта», основан посреди степи в 1942-ом году, но получил название Петров Вал.

В своих докладах и воспоминаниях Джон Перри не пишет об тяжелом труде русских людей, работавших на канале. «Тем не менее, это памятник, уникальный в своем роде, дорог нам, потому что оставили наши предки, строили в интересах России, желая исправить «ошибку природы» (краевед Е.В. Хорошунов). 

Город Петров Вал

Железнодорожная станция Петров Вал все же выполнила стратегическую задачу.

Станция Петров Вал

 

В ходе Сталинградской битвы (1942-1943 гг.) сражения, на помощь защитникам волжской твердыни по рокаде (ж/д дорога) шли важные грузы. Это был огромный вклад в победу в поворотном сражении Великой Отечественной войны, которой 2 февраля  2018 года исполнится 75 лет.

Марина КАРАВАЕВА

К 350-летию Камышина. Как соединяли да так и не соединили речки Иловлю и Камышинку Reviewed by on . Войны с Турцией, а затем со Швецией во времена царствования Петра I требовали большого войска, развития флота, материальных затрат, хороших водных путей, по кот Войны с Турцией, а затем со Швецией во времена царствования Петра I требовали большого войска, развития флота, материальных затрат, хороших водных путей, по кот Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top